Астана — от поселения до мегаполиса. Перекрёсток путей.

Астана — от поселения до мегаполиса. Перекрёсток путей.
Акмолинск как важнейший узел торговых путей.

 Город перекрёсток важнейших торговых и транспортных путей, всегда был удобен для развития коммерции, промышленности и культуры, это послужило когда то выбором для создания поселения, ставшего со временем успешно развивающимся городком. Акмолинск привлекал купцов из Сибири, Урала, Средней Азии, говоря современным языком он был чрезвычайно привлекателен в инвестиционном плане. В1862 году станице был присвоен статус города и к 1863 на постоянном жительстве числилось 51 человек российских граждан купеческого сословия и порядка 340 купцов из других государств. Общая численность торговцев достигала 1236 человек.

В 1868 году была образована обширная Акмолинская область, состоящая из пяти уездов: Акмолинского, Кокчетавского, Петропавловского, Омского, Атбасарского. В соответствии с требованиями того времени, утверждался герб области. Подлинника первого герба жителям Астаны уже никогда не увидеть: хранилище Герольдии, где он находился, было закрыто в 1917 году. Сохранилась лишь копия графического изображения бесценной исторической реликвии: на зелёном щите изображен мавзолей бия Нияза с двумя остроконечными башнями и куполом из серебра, с полумесяцем из золота посередине.

С прибытием купцов открывались новые торговые помещения, мануфактуры и банки. Население Акмолинска постоянно росло. Всего в 1869 году в Акмоле проживало 5172 человека, а уже в 1910 году население составило 13000 человек разных национальностей. Существенные изменения в жизнь Акмолы внесла городская реформа в рамках российских преобразований. Так, в 1870 году в городе появилась городская дума с ее исполнительным органом – городской управой. Выборы депутатов, избиравшихся в думу на четырехлетний срок, производились на основе имущественного ценза путем тайного голосования. Большинство членов городской думы были представители купечества.

 Промышленность Акмолинска носила кустарный характер. В 1913 году в городе было 9 кирпичных заводов, 2 кожевенных и др., всего – 40 предприятий с общим числом рабочих – 208 человек. Кроме того, в городе насчитывалось более 100 ветряных мельниц. Акмолинские купцы, деятельность которых пришлась на 70-е годы XIX века, развивали торговые связи с Бухарой, Кокандом, Туркестаном.

В XIX веке на территории современной Астаны разворачивалась активная торговля. Акмолинские купцы налаживали торговые связи с Бухарой, Кокандом, Туркестаном. К примеру, крупный казахский капиталист, миллионер, купец первой гильдии и меценат Баймухамет Кощегулов поставлял свой товар на российские, китайские и среднеазиатские рынки. А в 1915 году его компании «Конфетно-пряничная фабрика Баймухана Кощегулова» присвоили почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества». Значительную роль в торговле дореволюционной Акмолы (Астаны) играла семья Кубриных. Основатель этой торговой династии Константин Кубрин был выходцем из простых казаков. Его отличали предприимчивость и огромное трудолюбие. Эти качества он сумел привить и своим детям. Сыновья К. Кубрина, Андриан и Матвей, впоследствии также стали известными купцами. К примеру, А. Кубрин разбогател на торговле скотом и вином. Ему удалась построить в городе пивомедоваренный завод и основать известный на всю округу торговый дом «Андриан Кубрин и сыновья». Кубринский магазин был построен в 1905-07 годах. В годы Советской власти в этом здании находились Центральная городская библиотека и Центропечать, позднее – уездный экономический отдел. Со временем здесь стали размещать различные торговые организации, в том числе и Центральный универмаг города. А ныне это реконструированный магазин «Астана» по ул. Кенесары Касымова.

Постепенно город стал застраиваться каменными домами, многие из которых и по сей день сохранились в старом центре столицы, начала расширяться городская система образования. В 1898 году в области насчитывалось 3 городских, 12 церковно-приходских школ и несколько сельскохозяйственных училищ. В развитии образования важную роль сыграли носители новой прогрессивной мысли – политические ссыльные. По неполным данным, с 1882 по 1906 годы здесь отбывали ссылку 45 человек. Уровень их образования позволял им выходить на службу в различные учреждения городка.

История, но город и в современности не потерял своего значения как стратегический центр скрещения путей. Астана важнейший транспортный узел Казахстана, через Астану пролегают железнодорожные и автотранспортные магистрали связывающие север и юг, запад и восток страны, через Астану проходят транзитные пути связывающие сопредельные государства. Нет, уже не караваны груженые товарами стекаются в город, современные большегрузные, железнодорожные составы и многотонные фуры спешат со своими грузами по стальным и асфальтовым трассам. Проходят годы — столетия, всё меняется, транспорт, дороги, жизнь, люди меняются, но дороги связывающие людей пролегают всё по тем же местам и место избранное древними правителями не теряет своей значимости.