Квантовая Вселенная в звуках: мировая премьера Рахата-Би в Оксфорде
Казахстанский композитор и пианист Рахат-Би Абдысагин представил в Оксфорде уникальное музыкальное произведение — первую в истории квантовую симфонию. Премьера состоялась по специальному приглашению Оксфордского университета в рамках международной Oxford Quantum Centenary Conference, посвящённой 100-летию квантовой механики.
20 ноября легендарная Merton College Chapel впервые услышала «Quantum Universe» — симфонию, в которой музыка буквально соединяется с работой квантового компьютера. Абдысагин объединил орган, один из древнейших инструментов человечества, и созданную в Оксфорде квантовую гитару профессора Боба Кука.
Этот инструмент подключён к квантовому процессору: в реальном времени кубиты изменяют звучание, создавая эффект, невозможный в традиционной акустике. Так рождается музыка, где физика и технология становятся полноправными соавторами.
«Я стремился соединить древнюю энергию органа с будущим звука — квантовой материей. Музыка — язык Вселенной, и квантовая симфония — попытка услышать её на новом уровне», — отметил Рахат-Би после премьеры.
Музыкальная интерпретация Абдысагина стала символическим аккордом конференции, где ведущие ученые обсуждали влияние квантовой теории на науку, философию и современное мышление.
Между наукой и искусством
Имя Рахата-Би всё чаще звучит на крупнейших европейских площадках. В 2024 году он стал лауреатом Серебряной медали Лондонской Почтенной компании музыкантов — одной из старейших наград Великобритании. Его опера «Брюс», поставленная в исторических британских соборах, получила благодарственное письмо из Букингемского дворца от имени Короля Чарльза III.
Творческие поиски композитора тесно связаны с наукой. Его встреча с нобелевским лауреатом Герардом ’т Хоофтом переросла в философский разговор о том, как музыкальная форма может передать принципы суперпозиции и квантовой запутанности. Учёный отметил его метафору — «тишина как ноль во Вселенной» — как новую перспективу осмысления звука.
Корни идеи
Концепция квантовой симфонии выросла из книги Абдысагина «Quantum Mechanics and Avant-Garde Music», опубликованной издательством Springer Nature и высоко оцененной британским журналом The Times Literary Supplement. В книге автор исследует параллели между законами квантовой физики и структурами современной академической музыки, показывая, что искусство и наука могут говорить на одном языке — языке энергии, пустоты и сложных связей.
«Quantum Universe» стала кульминацией этих исследований: музыкой, в которой модель мироздания оживает в звуке.



